Паровое судоходство

Паровое судоходство

Возникновение парового судоходства относится к последним десятилетиям XVIII в., когда изобретатели во многих странах Запада разрабатывали проекты первых паровых судов, имевших в качестве рабочего устройства, обеспечивающего ход судна, весла, а позднее гребные (лопастные) колеса.

Первым пароходом, получившим практическое применение, было речное судно «Клермонт», построенное в 1807 г. американским изобретателем Робертом Фультоном(1765—1815). В Англии применение паровых судов началось с 1812 г., в России — с 1815 г. Конструкция паровых судов в течение долгого времени повторяла установившиеся формы парусных судов, причем пароходы сохраняли дополнительную парусную оснастку.

Большую роль сыграло введение гребного винта, устройство которого было предложено в 1826 г. чешским изобретателем Иосифом Ресселем (1793—1857) и несколько позднее шведским инженером Дж. Эриксоном (1803—1889).

С 40-х годов железо начало служить материалом для обшивки пароходов, а затем для постройки судовых корпусов.

Между Англией и Северной Америкой, а также между Англией и ее ост-индскими владениями, Египтом и т. д. было установлено регулярное океанскоэ пароходное сообщение. Для обслуживания этих линий строились большие по размерам, мощные и быстроходные суда. В 1838 г. был построен пароход «Грейт Уэстерн» («Большой Западный») для рейсов из Бристоля в Нью-Йорк. Он имел 65 м в длину, 11 м в ширину, около 1,5 тыс. т водоизмещения и машину мощностью в 400 л. с. Созданное 20 лет спустя по проекту инженера И. К. Брюнеля судно «Грейт Истерн» («Большой Восточный») для морской связи с Индией имело 207 м в длину, 25 м в ширину, свыше 27 тыс. т водоизмещения, 2 машины общей мощностью около 8 тыс. л. с.

Продолжительность океанских рейсов все более сокращалась. «Саванна» — первый пароход, пересекший Атлантический океан в 1818 г., шел из США в Ливерпуль 27 дней, «Грейт Уэстерн» совершал рейсы в США за 14,5 дня, а в 70-х годах средняя продолжительность переезда через Атлантический океан составляла 7,5—8 дней.

В то время на долю паровых судов приходилась лишь небольшая часть мирового флота. В 1851 г. тоннаж парового флота составлял 0,3 млн. т, а парусного - 9,4 млн. т, в 1871 г. соответственно — 2,4 млн. т и 15,3 млн. т. Иными словами, и в начале 70-х годов лишь 16% мирового тоннажа торгового флота приходилось на паровые суда.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Нужна помощь с курсовой?

Смотреть что такое "Паровое судоходство" в других словарях:

  • УРАЛ — природный, историч. и экономич. район СССР. Состоит из б. ч. горной страны У. (в пределах района находятся Северный У. (64°00 59°08 с. ш.), Средний У. (59°08 55°55 с. ш.) и Южный У. (к Ю. от 55°55 с. ш. до р. Урал)) и прилегающих к ней терр. (с З …   Советская историческая энциклопедия

  • Черепановы —         Eфим Aлексеевич и Mирон Eфимович отец и сын, pyc. механики машиностроители, внёсшие значит. вклад в развитие горно металлургич. произ ва. Eфим Ч. начал службу меховым мастером , был командирован на Oлонецие з ды для налаживания… …   Геологическая энциклопедия

  • Технологический уклад — (волна)  совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.[1] Йозеф Шумпетер …   Википедия

  • Набережная 62-й Армии — Волгоград …   Википедия

  • АМУР — Река на Дальнем Востоке*, одна из крупнейших рек мира. Река Амур образуется слиянием рек Шилки и Аргуни, впадает в Охотское море. Ее длина 2824 км, от истока Аргуни 4440 км. Главные притоки: Зея, Бурея, Аргунь, Сунгари, Уссури. В верхнем течении… …   Лингвострановедческий словарь

  • Россия. Экономический отдел: Пути сообщения — I I. Первые исторические сведения, заставляющие предполагать некоторую организацию дорожного дела в Р., относятся к XVII в. и указывают на существование почтовых сообщений от Москвы до Великого Новгорода, Смоленска и рубежей шведского и польского …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сибирь* — I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность , торговля и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сибирь — I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность, торговля и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Торговое мореходство — Благодаря успехам морской техники, Т. мореходство развивается чрезвычайно быстро; оно не может сравняться с сухопутным, главным образом железнодорожным, но является весьма могучим элементом международного обмена. Не так еще давно Австралия, южная …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Восточно-Сибирское речное пароходство — Тип ОАО Год основания 1885 [1] Расположение …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»